Как лучше конспектировать
Компьютеры становятся все меньше и меньше, обретают разные формы, поэтому идея конспектировать вручную для многих студентов кажется старомодной. Печатать гораздо быстрее. Однако, оказывается, что у конспектирования вручную есть свои преимущества. В этом уверяют преподаватели с многолетним стажем работы.
Во-первых, исследования показывают, что компьютеры, ноутбуки, планшеты и прочие гаджеты имеют отвлекающий маневр – согласитесь, так легко кликнуть на любимую закладку Facebook или Вконтакте.
Как именно влияет на учебу процесс ведения конспекта от руки или на компьютере?
Когда люди печатают ход лекции, они стараются записать так много, как это возможно. Студенты же, которые все записывают от руки, более тщательно выбирают информацию для записей, поскольку не могут писать так быстро, как печатать. И это идет им на пользу.
Выделяют 2 типа конспектирования: обобщельный и необобщительный. Обобщительный подразумевает подведение итогов и восприятие информации, записывание самого главного. И необобщительный подразумевает машинальное воспроизведение текста.
Существует 2 гипотезы в пользу преимущества ручного конспектирования. Первая –кодирующая – говорит о том, что обработка, которая происходит, улучшает запоминание и сохранение информации. Суть второй – внешнего хранения – состоит в том, что вы запоминаете, имея возможность просматривать свои записи или даже записи других людей.
Люди печатают быстрее, чем пишут, и пользование ноутбуком позволяет записать практически все услышанное. Но пересиливает ли это то, что мы не в силах параллельно анализировать и переосмысливать эту информацию? С другой стороны, делая записи вручную, вы больше воспринимаете, но объем информации, который можно было бы перечитать, маловат.
На одном из экспериментов студентам показали видео TED по разным темам. Те из них, которые использовали для записей компьютеры, успели охватить больше информации. На вопросы, касающиеся сухих фактов типу дат, обе группы отвечали одинаково. А вот с вопросами, которые касались смысла лекции, ее идеи и т.д., пользователи ПК справились гораздо хуже.
Во время аналогичного второго эксперимента студентов-пользователей ПК специально попросили не записывать абсолютно все, но они делали это машинально и снова справлялись хуже с заданиями, касающихся смысла записанного и прослушанного текста.
Условия третьего эксперимента позволяли просмотреть свои записи перед тестом, где, казалось бы, явное преимущество у студентов с компьютерами, поскольку у них информации больше. Очевидно, что записи от руки помогают не только более эффективно конспектировать, но и способствуют запечатлению записанного в голове.
Не уж то ли это означает, что студенты отбросят современную технику и снова вернутся к ручкам и блокнотам? Вряд ли. Но быстрое развитие техники говорит о том, что в скором времени, возможно, конспектирование на «лептопах» будет максимально приближено к реальному, не теряя при этом своих преимуществ, которые все-таки имеются.
По материалам Репетиторской компании Буки.