Интервью с замечательным педагогом и учёным Золотовским Аркадием Алексеевичем
Точные науки всегда были сложны для изучения, как школьникам, так и студентам. Именно поэтому многие прибегали к услугам репетиторов. Среди таких сложных предметов почетное место занимает теоретическая физика. И кто как не опытный преподаватель, сможет правильно донести этот предмет своему ученику, дать ему глубокие познания, которые могут помочь не только в подготовке к сессии, но и в дальнейшей работе.
Золотовский Аркадий Алексеевич является доцентом, кандидатом физико – математических наук, и имеет опыт работы педагогом 35 лет. В 1978 году он окончил Казанский университет по специальности теоретическая физика, и с тех пор посвятил себя не только преподаванию, но и написанию многих научных статей, книг и других материалов в этом направлении. Он открыт для своих учеников и готов предоставлять уроки любым способом – на дому, с выездом, и даже через скайп. Мы решили взять у него интервью, чтобы ближе узнать такого талантливого и образованного человека.
— Расскажите о своем образовании. Какими были Ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватило?
— Я окончил Казанский университет, физический факультет. Специальность теоретическая физика. Учился, жил обычной студенческой жизнью, занимался научной работой. Самым ценным оказалось критическое отношение к научным данным и реальной действительности. Ничего не принимать на веру. Всё проверять. Не хватало контактов из-за ограничений советского строя и отсутствия интернета.
— Какие свои научные работы Вы считаете самыми значимыми? Где с ними можно ознакомиться?
— Из завершённых тем наиболее значимыми считаю работы:
1. Zolotovsky A.A. Theoretical study of inhomogeneously-broadened-line shapes of luminescent and laser f-element transitions in semiconductor and dielectric dies // International Journal of Modern Physics B.-2004.-V.18.-№7.-P.1069-1082.
2. Pinelli S., Fransini R., Zolotovsky A.A., Tarasov G.G., Speghini A., Bettinelli M. Line-shape analysis of optical spectra in metaphosphate glasses doped with erbium ions // Chemical Physics.-2006.-V.321.-P.91-99.
По рейтингу цитирования привожу соответствующие номинации. Сейчас я занимаюсь высокотемпературной сверхпроводимостью и люминесценцией наноструктур. Скоро должна выйти итоговая работа.
— Как Вы оцениваете средний школьный уровень подготовки абитуриентов при поступлении? Изменился ли уровень подготовки абитуриентов по математике, физике, химии за последние 10 лет? В какую сторону?
— Средний уровень подготовки абитуриентов очень низкий. Приходится обучать их по математике в лучшем случае, начиная с 6 класса, а то и с 3-4 класса. По физике и химии приходится обучать с нуля, как будто бы в школе эти предметы не преподаются. За последние 10 лет уровень подготовки понизился.
— Если бы Вы могли дать один совет абитуриенту 2016, какой бы это был совет?
— Готовиться к тестированию нужно не по сборникам и справочникам по подготовке к ВНО (которых очень много), а, как минимум, по учебникам, ориентируясь на программу.
— Что нужно поменять в системе образования ВУЗов?
— Ввести конкурс для преподавателей ВУЗов. Основным критерием этого конкурса должен быть средний балл обучаемых ими студентов. Причём, оценки должна ставить независимая комиссия, а не сам преподаватель. (Не важно, тестирование или классические экзамены, главное, что преподаватель не должен допускаться на такое оценивание). В такие независимые комиссии следует привлекать представителей не из министерства образования, а других министерств, являющихся потребителями выпускников ВУЗов (обороны, промышленной политики и т.д.), как в Англии. Это не относится к творческим дисциплинам, но по общеобразовательным и базовым специальностям – да. Ликвидировать условия, при которых студенты могут не учиться, а покупать письменные работы и молча их сдавать. Отменить обязательный коэффициент 12,5 студентов на преподавателя, который вынуждает преподавателей халтурить. Безжалостно отчислять студентов, не выполняющих учебный план. При таких условиях выпускники наших ВУЗов смогут конкурировать с выпускниками западных ВУЗов.
— Назовите, пожалуйста, людей, которые повлияли на Вас. Что они для Вас значили?
— В моём отношении к образованию на меня повлиял бывший министр образования Таланчук, пытавшийся ввести внешнее тестирование. Он для меня являлся ориентиром, как нужно реформировать систему образования.
— На каких трех китах нужно строить карьеру преподавателя в современном обществе?
— В современном обществе преподаватель должен, во первых, быть ориентированным на результат, знать, какие требования предъявляются выпускникам в организациях, куда их могут принять на работу; во вторых, повышать свой уровень, преподаватель, не занимающийся наукой не может качественно обучать; в третьих, иметь обратную связь со студентами, и по результатам усвоения ими материала корректировать свой учебный план.
Анкету Аркадия Алексеевича у нас на сайте Вы можете найти по ссылке https://repetitor.org.ua/id68