Интервью с замечательным педагогом и учёным Золотовским Аркадием Алексеевичем

Точные науки всегда были сложны для изучения, как школьникам, так и студентам. Именно поэтому многие прибегали к услугам репетиторов. Среди таких сложных предметов почетное место занимает теоретическая физика. И кто как не опытный преподаватель, сможет правильно донести этот предмет своему ученику, дать ему глубокие познания, которые могут помочь не только в подготовке к сессии, но и в дальнейшей работе.
Золотовский Аркадий Алексеевич является доцентом, кандидатом физико – математических наук, и имеет опыт работы педагогом 35 лет. В 1978 году он окончил Казанский университет по специальности теоретическая физика, и с тех пор посвятил себя не только преподаванию, но и написанию многих научных статей, книг и других материалов в этом направлении. Он открыт для своих учеников и готов предоставлять уроки любым способом – на дому, с выездом, и даже через скайп. Мы решили взять у него интервью, чтобы ближе узнать такого талантливого и образованного человека.

Расскажите о своем образовании. Какими были Ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватило?
— Я окончил Казанский университет, физический факультет. Специальность теоретическая физика. Учился, жил обычной студенческой жизнью, занимался научной работой. Самым ценным оказалось критическое отношение к научным данным и реальной действительности. Ничего не принимать на веру. Всё проверять. Не хватало контактов из-за ограничений советского строя и отсутствия интернета.
Золотовский Аркадий Алексеевич
Какие свои научные работы Вы считаете самыми значимыми? Где с ними можно ознакомиться?
— Из завершённых тем наиболее значимыми считаю работы:
1. Zolotovsky A.A. Theoretical study of inhomogeneously-broadened-line shapes of luminescent and laser f-element transitions in semiconductor and dielectric dies // International Journal of Modern Physics B.-2004.-V.18.-№7.-P.1069-1082.
2. Pinelli S., Fransini R., Zolotovsky A.A., Tarasov G.G., Speghini A., Bettinelli M. Line-shape analysis of optical spectra in metaphosphate glasses doped with erbium ions // Chemical Physics.-2006.-V.321.-P.91-99.
По рейтингу цитирования привожу соответствующие номинации. Сейчас я занимаюсь высокотемпературной сверхпроводимостью и люминесценцией наноструктур. Скоро должна выйти итоговая работа.
Золотовский
Как Вы оцениваете средний школьный уровень подготовки абитуриентов при поступлении? Изменился ли уровень подготовки абитуриентов по математике, физике, химии за последние 10 лет? В какую сторону?
— Средний уровень подготовки абитуриентов очень низкий. Приходится обучать их по математике в лучшем случае, начиная с 6 класса, а то и с 3-4 класса. По физике и химии приходится обучать с нуля, как будто бы в школе эти предметы не преподаются. За последние 10 лет уровень подготовки понизился.

Если бы Вы могли дать один совет абитуриенту 2016, какой бы это был совет?
— Готовиться к тестированию нужно не по сборникам и справочникам по подготовке к ВНО (которых очень много), а, как минимум, по учебникам, ориентируясь на программу.

Что нужно поменять в системе образования ВУЗов?
— Ввести конкурс для преподавателей ВУЗов. Основным критерием этого конкурса должен быть средний балл обучаемых ими студентов. Причём, оценки должна ставить независимая комиссия, а не сам преподаватель. (Не важно, тестирование или классические экзамены, главное, что преподаватель не должен допускаться на такое оценивание). В такие независимые комиссии следует привлекать представителей не из министерства образования, а других министерств, являющихся потребителями выпускников ВУЗов (обороны, промышленной политики и т.д.), как в Англии. Это не относится к творческим дисциплинам, но по общеобразовательным и базовым специальностям – да. Ликвидировать условия, при которых студенты могут не учиться, а покупать письменные работы и молча их сдавать. Отменить обязательный коэффициент 12,5 студентов на преподавателя, который вынуждает преподавателей халтурить. Безжалостно отчислять студентов, не выполняющих учебный план. При таких условиях выпускники наших ВУЗов смогут конкурировать с выпускниками западных ВУЗов.

Назовите, пожалуйста, людей, которые повлияли на Вас. Что они для Вас значили?
— В моём отношении к образованию на меня повлиял бывший министр образования Таланчук, пытавшийся ввести внешнее тестирование. Он для меня являлся ориентиром, как нужно реформировать систему образования.

На каких трех китах нужно строить карьеру преподавателя в современном обществе?
— В современном обществе преподаватель должен, во первых, быть ориентированным на результат, знать, какие требования предъявляются выпускникам в организациях, куда их могут принять на работу; во вторых, повышать свой уровень, преподаватель, не занимающийся наукой не может качественно обучать; в третьих, иметь обратную связь со студентами, и по результатам усвоения ими материала корректировать свой учебный план.

Анкету Аркадия Алексеевича у нас на сайте Вы можете найти по ссылке https://repetitor.org.ua/id68

Top