Болонская система в Украине
Такие ученые звания, как магистр или бакалавр существовали в нашей стране не всегда, как сложно было бы в это поверить. К Болонскому процессу Украина присоединилась только в 2005г.
В самой Европе он появился на шесть лет раньше. Причин для такой реформы было несколько, но самая главная – это необходимость создать единственную систему высшего образования для всех стран новосозданного в те годы ЕС.
Она предусматривает набор баллов на протяжении всего семестра. Максимальное число – 100. Есть три способа, как набрать эту цифру: посещение занятий (выполнение некоторых видов работ), модульный контроль и сам экзамен. Как правило, за семестр и за сдачу экзамена можно получить 60 и 40 баллов соответственно.
Что же делают украинские преподаватели? Многие из них просто не хотят утруднять себе жизнь и зачастую ставят оценки по 5 балльной шкале, а в конце года переводят их в 100 балльную, в лучшем случае за коэффициентами, в худшем – за субъективными соображениями.
С выбором дисциплин у студентов тоже бывают проблемы. В европейских вузах есть обязательные предметы, вариативные предметы (выбирается один из двух) и предметы на выбор. Нужно получить 240 кредитов за 4 года. 120 из них на предпочтение учеников. Таким образом, студент любого профиля может изучать физику, химию, иностранные. Им не нужно заниматься самообразованием или ждать, чтобы нашелся репетитор итальянского языка.
У нас с таким заданием справляется только Национальный университет «Киево-Могилянская академия». Все остальные Вузы оправдываются отсутствием свободных помещений, преподавателей. Очень часто, мнением учащихся пренебрегают и ставят факультативы на рассуждение университета. Например, если студент-экономист изъявил желание выучить итальянский, у него это вряд ли получилось бы. Приходиться искать возможность самому, такую как репетитор по итальянскому языку.
Главная проблема реформы в Украине – это ее существование только на бумагах, а не в реальности. Еще один нюанс – приспособление к школьному образованию и отсутствие гибкости при переходе с одного типа учебы к другому. Как мы уже говорили, изучать что-то свое – сложно. Только свои возможности, только репетитор итальянского языка как пример этому.