Сейчас на рассмотрении народных депутатов находиться проект нового закона о профессиональном образовании. Многие эксперты утверждают, что необходимость такой реформы была еще несколько лет назад. Ведь действующий закон о профессиональном образовании был написан еще в 1998 году. Большинство его пунктов совершенно не отвечает современному времени.
На сегодняшний день понятия профессионально-технического и высшего образования несколько размыта. Вед даже обычный тракторист, при работе с современным оборудованием, должен иметь те знания, которые можно получить только в высшем учебном заведении благодаря опытным и квалифицированным педагогам.
Разработчики законопроекта также планируют оставить только 4 вида учебных заведений, которые предлагают своим студентам профессиональное образование, а именно:
1) Региональный центр. Он будет отвечать за подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и младших специалистов;
2) Колледж. Учебное заведение предлагает разноуровневую подготовку, переподготовку и повышение квалификации тех же рабочих и специалистов;
3) Лицей – по своим характеристикам напоминает колледж, но только на ступень ниже;
4) Центр профессиональной подготовки. Это может быть юридически оформленное предприятие, которое реализует стандарт профессионального образования для подготовки.
Проект также подразумевает создание в каждой области нашей страны так званых «стейкхолдеров» профессионального образования. Это будет некий координационный орган, главной особенностью которого будет работа с вопросами определения и внедрения государственной политики. В его составе будут представители всех учреждений профтехобразования. Также работать будут представители местной власти, бизнеса, индустрии. Именно на их плечи ложиться определение тех профессий, которые нужны региону, объединять мелкие однопрофильные учреждение в одно.
Правительство делает большую ставку на этот законопроект, ведь с его помощью значительно сократиться количество маленьких учреждений. Станет больше крупных заведений, которые будут ориентироваться исключительно на рынок труда в Украине.
Пока рано говорить о том, насколько эффективным будет этот закон, но реформы однозначно нужны, и только испытав различные изменения можно определить нужное направление будущего развития профессионального образования.